О дошкольном образовании

 

Что такое дошкольное образование?

Под дошкольным образованием в России понимают воспитание, обучение и развитие детей-дошкольников (с 2 месяцев до 7 лет), присмотр и уход за ними, их оздоровление. Обязательным оно не является. Родители могут воспитывать ребенка до школы дома или определить его в учреждение дошкольного образования (детский сад), учреждение общего образования (предшколу), учреждение дополнительного образования (центр раннего развития).

Дошкольное образование строится на основе следующих принципов:

  • Каждый ребенок полноценно проживает все этапы детства.
  • Образование соответствует возрасту детей.
  • Обучение и воспитание ведутся с учетом особенностей каждого ребенка.
  • Ребенок признается полноценным субъектом дошкольного образования.
  • Познавательные интересы и деятельность формируются у детей с помощью разных видов и форм деятельности.
  • Дети знакомятся с традициями и социокультурными нормами семьи, общества и страны.
  • Воспитатель поддерживает инициативу ребенка во всех видах деятельности.
  • ДОУ активно взаимодействует с семьями воспитанников.
  • Учитываются этнокультурные особенности воспитания каждого ребенка.

Цели и задачи дошкольного образования

Цели и задачи современного дошкольного образования связаны со всесторонним развитием дошкольника. Сотрудники ДОУ не просто присматривают за детьми, пока родители на работе, но и создают условия для укрепления их физического здоровья, для социально-личностного, индивидуального, художественно-эстетического развития, обучают по общим и коррекционным программам, готовят к поступлению в школу. Воспитатели обязательно взаимодействуют с семьями детей.

Современная концепция дошкольного образования

У российской государственной системы дошкольного образование нет аналогов в мире, в первую очередь по доступности – бесплатно отдать ребенка в детский сад могут все граждане страны.

У нас в стране дети могут находиться в детских дошкольных учреждениях несколько часов (в группах кратковременного пребывания), весь день (обычно с 7-8 до 18-19 часов) или круглосуточно.

Детей отдают в детский сад, чтобы они не только были под присмотром, пока родители на работе, но и:

  • проходили обучение по образовательным программам – общим или коррекционным (ФГОС дошкольного образования был принят в 2013 году);
  • социализировались;
  • физически развивались;
  • проходили регулярные медосмотры.

Воспитатель в российском детском саду знакомит детей с новыми понятиями и явлениями, стимулирует интерес к знаниям. Благодаря этому дети легче адаптируются к начальной школе.

Виды российских ДОУ

Дошкольное образование в России можно получить в следующих учреждениях:

  • Детский сад – учреждение, реализующее образовательную программу в соответствии с требованиями ФГОС ДО. Может быть общего, комбинированного (группы разной направленности), компенсирующего вида (группы для детей с ОВЗ), оздоровительным, с приоритетным направлением развития (интеллектуальным, физическим и т. д.).
  • Центр детского развития – учреждение с образовательной программой, превышающей требования ФГОС ДО. В таких ДОУ делают акцент на интеллектуальном и художественно-эстетическом развитии детей. В центре могут быть изостудия, детский театр, бассейн, компьютерный класс и т. д.

Педагогический персонал детского сада. Какие профессии есть в дошкольном образовании?

  • Методист – проводит методическую работу с воспитателями и педагогами, обеспечивает реализацию основной образовательной программы и дополнительных программ в ДОО
  • Старший воспитатель – организует совместную работу воспитателей и других специалистов ДОО, отвечает за взаимодействие педагогов с родителями (законными представителями) воспитанников.
  • Воспитатель – присматривает за детьми на протяжении всего дня, организует их деятельность в соответствии с требованиями образовательной программы.
  • Музыкальный руководитель – проводит музыкальные занятия, утренники и другие мероприятия.
  • Инструктор по физической культуре – проводит оздоровительно-профилактическую работу и занятия для физического развития детей.
  • Педагог-психолог – выявляет и корректирует психолого-педагогические проблемы у детей, проводит консультации и оказывает психологическую помощь как воспитанникам ДОУ, так и педагогам, родителям.
  • Логопед – диагностирует и корректирует нарушения в развитии речи детей.
  • Педагоги дополнительного образования – проводят занятия по театрально-игровой деятельности, ИЗО, экологии, ритмике, иностранному языку и другим предметам, которые изучают дети в соответствии с программой учреждения дошкольного образования.
  • Помощник воспитателя , младший воспитатель – помогает воспитателю в организационных вопросах, присмотре за детьми: готовит все необходимое для приемов пищи, гигиенических процедур, помогает одевать малышей для прогулки и т. д.

Изучить теоретические основы дошкольного образования и получить профессиональные компетенции для работы в ДОУ можно на дистанционных программах профпереподготовки на базе высшего или среднего профессионального образования. Вы можете получить на курсах квалификацию «Воспитатель детей дошкольного возраста», «Педагог раннего развития», «Воспитатель детей дошкольного возраста с отклонениями в развитии и с сохранным развитием» и т. д.

Если вы уже работаете в детском саду или центре развития, обратите внимание на программы повышения квалификации по основным вопросам дошкольного образования: современным методикам, технологиям, формам обучения и воспитания, требованиям к образовательным программам по ФГОС ДО и т. д. Вот самые популярные из них:

18.07.2021